https://www.facebook.com/shelter.trophy2015/
URI4.RU

Shelter-Trophy 2016. Карелия. Обратная сторона

 Фильм о нашем путешествии смотрите по этой ссылке

Очень сложно сделать так, чтобы одиннадцать совершенно разных, всегда очень занятых, и, живущих в разных городах людей, встретились и занялись любимым делом. Получается это не часто. Но, когда получается – рождаются вот такие отчеты, претендующие на то, чтобы стать основным лейтмотивом разговоров за столом долгими зимними вечерами. И, возможно, не только в нашей компании. 

Итак, четыре машины, одиннадцать человек и две недели. Маршрут просчитан (как нам кажется), машины готовы (как нам кажется), люди жаждут в бой (объективно).

Нечего ждать, ключ на старт и серая лента асфальта совершает первый виток вокруг колес наших боевых коней.

 День первый

Москва – Великий Новгород

Это здорово – лететь по пустынному в 5 утра МКАДу, мельком отмечать, что Химки теперь можно объехать по очень приличной объездной и отмечать повышенное внимание к колонне раскрашенных боевыми наклейками автомобилей, практически, у всех слоев населения.

Такого количества повернутых к тебе камер мобильных телефонов встречается крайне редко. Мы немедленно принимаем самое суровое из всех возможных выражений лица и самоотверженно всматриваемся в совершенно ровный асфальт. Типа «готовы к трудностям». Жесткие покорители бездорожья. Дамы немедленно превращаются в валькирий и гордо косят глазом на белокурые недоразумения в Лексусах. Все довольны, все рады,  дорога покоряется, все как надо.

Такой вот лимит ничегонеделания мог бы насторожить бывалых путешественников, но мы предпочитаем не замечать трудностей, пока их нет. Дорога до Великого Новгорода проблем не представляет – все ровненько, заправок хватает, машины в количестве умеренном и 600 км до точки нашего путешествия пролетается без приключений. Ну как пролетается – лидирующий в колонне УАЗ, из-за совершенно немыслимого количества навьюченного на него абсолютно необходимого имущества, больше напоминает Пизанскую башню и все время норовит прийти в более устойчивое, горизонтальное положение

Мы ему таких шалостей не позволяем, посему едем километров 80 в час.

Что совершенно не расстраивает членов концессии – гогот и хумор в рациях грозят перевести батареи этих устройств в режим «а пошли все нафиг» гораздо раньше, чем это запланировано.

Так же на фото вы можете видеть простор и отличную организацию быта, внутри несомненно самого продуманного, и комфортного из всех имеющихся в колонне отечественных внедорожников.

Четвертая наша машина Mitsubishi L200 такого режима езды не выносит совершенно и все время улетает вперед на разведку. Так что в колонне обычно следуем мы, а «Элька» идет головным дозором.

 

На фото тот редкий случай, когда метеор нам все-таки удалось остановить. Тут же его пометили – чтобы знали, что это наш метеор.

УАЗ периодически останавливается, чтобы провести освидетельствование мотора на предмет отсутствия болезней.

 

Результаты увиденного неизменно приводят пилота УАЗа Женю в состояние крайней удовлетворенности жизнью. Как, впрочем, и в любые другие жизненные моменты.

 

За шутками и прибаутками в эфире въезжаем собственно в Новгород.

 

Непосредственно за фотографом расположена будка ДПС. Видя такое масштабное нашествие, сотрудники забились в свой загончик и стали кому-то усиленно звонить.

И стройная колонна относительно уравновешенных людей вошла в древний город.

 

Стоянка перед входом в Кремль, как водится, заполнена разного рода затейниками, художниками и прочими продавцами диковин.

  

Чтоб вы не думали, что смотрим мы только на достопримечательности материального толка, вот вам еще одно направление наших взглядов.

 

Отвлекся…

Как вы понимаете, я не очень люблю массовые достопримечательности. Мне гораздо милее полузабытые местечковые крепостёнки, типа следующего в нашем списке Приозерска, чем гиганты туристической индустрии. Толкаться в муравейнике не очень приятно. Но, иногда удается делать кадры без назойливо лезущих в них толп посетителей.

 

На территории самого кремля, как и во многих местах, все платно и не очень любят туристов. Второе мы игнорируем, с первым миримся. Благо, что первая из точек приложения объективов камер, вполне себе бесплатная.

 

Монумент, он же памятник Тысячелетия России. Новодел, как вы понимаете, прежний был и золотом побогаче и духом понасыщеннее.

Очередной раз вижу новоделы, и очередной раз они меня расстраивают. Нет в них духа и гордости мастеров за событие запечатленное. Да простят меня реставраторы. Мало точно воссоздать. Надо вложить душу в изгибы. Это не всем дано.

 

Испортим вам вид сего чуда реставрационной мыслей своими чудными лицами. В оправдание могу сказать, что мы тоже старались воссоздать вид, но уже с картины Виллевальде «Открытие памятника Тысячелетие России».

Далее, идем к сокрытому от нас за пунктом проверки входных билетов, боевому ходу по крепостной стене. Попутно терроризируем выставку колоколов, случившуюся на территории кремля, щелканьем затворов фотокамер и комментариями типа «вот бы такой к удочке привязать»…

Рядом продают билеты в историю, которые мы благовоспитанно покупаем. Сто рублей с носа. А могли бы по стене залезть, да.

Взбираемся на крепостную стену.

 

Вид красив…

По стене шляется большое количество народу. Собственно, особенно больше там шляться негде, вот все и приобщаются, кто как может.

Нам пришлось создать пробку для очищения кусочка стены для фотосессии.

Идем, смотрим, насыщаемся. Собственно, если честно, вид так себе. Но мы добросовестно наслаждаемся. Уплочено же.

 

Далее, по стене встречается башня. Вот в башне креатив местных декораторов заслужил самые высокие мои оценки. Мысль конечно заимствованная из «Охотников за привидениями», но реализация достойная.

 

Рядышком, бойкие потомки банчат медовухой и сбитнем в пластиковых стаканчиках. Дрянь редкостная, но туристы дисциплинированно покупают.

Пошлявшись по стенам, возвращаемся и проходим на газоны внутренних территорий. На газонах сиих расположилась экспозиция, повествующая нам о годах военных, нелегких.

 

Экспозиция не то чтобы грандиозная, но что-то в душе цепляет. Люди, стоящие и смотрящие или просто проходящие мимо, становятся тише и строже во взглядах. Дыхание войны касается тебя помимо твоей воли. И, вглядываясь в истерзанные куски мертвого металла и кричащие горем фото на стенах, ловишь в себе толчками крови в мозгу стучащие слова – «Это не должно повториться». Особенно, часто это надо повторять разного рода воинствующим интернет или любым другим крикунам политического или любого другого толка, зазывающим толпу крушить и топтать, и на любого рода баррикады.

Отвлекся...

Идем дальше. Никого равнодушным не оставляет мирно тусящая посреди парка цапля (или аист?).

 

Фотографируют ее столь часто, что никакого внимания она на это не обращает.

Внизу встречаются объекты для фотографирования

 

 

И разного рода аттракционы для туристов. Хорошо это или плохо – решаем сами.

 

Но новгородский Кремль наверное для меня должен выглядеть вот так. Стремящиеся в небесную глубину белокурые головы храмов, надежно защищенные крепостной стеной.

Организовав напоследок очередное безобразие с фотографированием на привратной площади, отправляемся искать отель.

Совершенно недалеко, на улице Великой д.16

находится вполне приличный «Интурист»

 

Двухместный номер с завтраком – 2400 и охраняемая стоянка 200 рублей за авто.

Забегая вперед – это был самый дешевый и самый лучший вариант размещения за всю нашу поездку.

Разместившись, отправились отужинать. Немало подумали над вот этим строением. Это здание академического театра драмы им Ф.М. Достоевского. Неоднозначные ощущения вызывает это здание в стиле советского модернизма…

Ресторанчик порадовал очень креативной подачей блюд.

Это мороженое, если кто спросит. Цены, правда, московские. Средний обед на двоих без алкоголя – 2500 рублей. В прошлом году было в 2 раза меньше.

Один из наших экипажей  УАЗ, отказался забиваться вглубь бетонных коробок и оправился ночевать на берега Волхвы. Это им удалось в полном объеме – рыбалка и ночные посиделки там были явно веселее скучных кроватей и горячего душа в отеле.

Одним словом, первый день был самым организованным и безоблачным из нашего путешествия. Все получили всё, что хотели. Полными этих самых впечатлений, мы завалились спать.

Завтра нас ждали совсем другие эмоции…

 

Второй день Великий Новгород - Приозерск - Сортовала

Второй день начал выявлять недочеты в планировании,  допущенные на начальном этапе и коррективы, которые жизнь вносит в любые планы. Но, обо всем по порядку.

Так же бодренько утром мы выкатились на питерскую трассу и рванули в сторону Приозерска. Пока еще путешествие проходит по хорошему асфальту и никаких проблем не предвидится.


Питерская объездная так вообще напомнила нам родную столицу.  Пробки, новостройки, широченная лента асфальта – все, как мы любим!

После Питера дорожка существенно сужается и начинает петлять.

Тут уже мы явственно видим, что въезжаем в царство холода и гранита.

На УАЗе так же контролируют техническое состояние. Пока все хорошо.

 

Погода, с  утра вредничающая и капающая мелкой дрянью за воротник, улучшается, и, под приветственные гудки встречных легковушек,  мы въезжаем в Приозерск.

Вот такие вот маленькие крепости, без огромного количества посетителей,  нас радуют премного больше

 

Крепость, или если хотите, фортификационное сооружение, выглядит весьма ухоженным

 

Рядом расположен пруд, по которому плавают наглые утки, а посреди бьёт фонтан.

 Крепость своим зеленым газоном и тщательно покрашенными строениями сильно напоминает декорации к фильму про хоббитов.

 

Сама по себе крепость маленькая, что слегка настраивает на некий несерьезный, кукольный манер восприятия.

 

Вообще, очень красиво.

 Вход в сие образование платный – 100 рублей с носа. Будка охранника и шлагбаум просто скопированы с моих представлений о бравом солдате из сказок Андерсена.

 

Устраиваем протокольное безобразие с фотографированием на изумрудном газоне крепости. 

 

Проходящая мимо тетенька-экскурсовод  боязливо интересуется, что мы за секта такая и не будем ли голыми через фонтан прыгать? Разочаровываем бдительную гражданку и внедряемся во внутренний мир башен и стен.

Тут уже все гораздо более мрачно и серьезно.

 

 Выглядит это замечательное помещение вот так. Даже если представить, что оно было оштукатурено и отапливалось, участь двух жен и троих детей Пугачева представляется мне безрадостной донельзя. Тот самый случай, когда просто убить было бы гуманнее.

Еще нас радуют сделанные из щитов и трофейных шведских доспехов ворота.

 

Вообще суровый нрав наказаний для смутьянов тут ощущаешь в прямом смысле своей шкурой.

 

 А смутьянов крепость сия пропустила через свою каменную пасть великое множество…

 В любой уважающей себя крепости есть подземный ход.  Есть он и в этой крепости.

 

Сейчас  лаз в него забран решеткой. Не иначе, чтобы призраки за пивасом не гоняли. Они, призраки, такие затейники…

Посреди двора расположена сувенирная лавка (на полдвора) и музей крепости (поменьше).

 

Самый большой сувенир не продается – он называется якорь с безвременно утопшего шведского фрегата и плохо прилипает к холодильнику. Да и в сумку класть не удобно.

 

Еще в качестве сувениров, не подлежащих продаже, представлены пушечки с тех же фрегатов.

 

И непонятный автопортрет, который каждый счел необходимым подергать, а я даже не знаю за какой орган.

 

Вняв укорам Ильи Внукова, посетили музей. До этого все дружным стадом хотели нестись в близлежащую харчевню, дабы нанести запасам в ней ущерб непоправимый. Но, устыдились, и потопали душой возвышаться. Сам укоритель во время сие, насыщен был заблаговременно,  купленными припасами всяческими, и дискомфорта с голодом не испытывал.

Музей снова платный  –  100 рублей с носа. Но добротненький и хорошо содержащийся. Для столь маленького объекта  –  весьма насыщен экспонатами.

 

 

Много всяких красивых и древних штук.

 

Есть даже карта сокровищ – мы хотели стащить, но не смогли разобраться с ключиком.

 

Можно прикупить снастей рыболовных…

 

 Или пистоль по случаю…  Можно прямо всё комплектом «пионера – террориста»

 

Одним словом, вполне себе годный музей…

 

Побродив еще некоторое время по крепостному валу, пошли обратно, к машинам.

 

Дополнили танк на постаменте еще тремя танками, но лучше сохранившимися. С комплектом танкистов. Без собаки.

Кушать все равно хотелось, так что посетили местный общепит. Общепит опять порадовал качеством блюд и расстроил ценником.

Откушав чем бог послал (полтора часа в минус), помчали в сторону Сортавалы. Тут дорожка в принципе вполне себе гладкая, но напоминает слаломную трассу. 

Прямых участков, длиннее ста метров, нет. Укачивает, однако. Местные вообще плевали на ПДД. Мы стараемся не хамить, но окружающие автовладельцы старательно провоцируют.

Въезжаем в республику Карелия. С традиционным для таких случаев разматыванием флагов и транспарантов.

 

 

Собственно, вскоре после этого асфальт заканчивается, и начинается пылючий насмерть грейдер.

 

На одном из поворотов ощущаем жуткий скрежет в заднем колесе Аваланча. Напомнив себе, что кидаться в истерики будем позже, а пока надо посмотреть, сколько у машины осталось колес, загоняем всю кавалькаду в очень кстати подвернувшуюся проселочную дорожку.

Несмотря на трагизм ситуации, не можем игнорировать крупную землянику

 

Заодно и испытываем новые силовые пороги. Машину поднимаем, разумеется, не разгружая. А в ней больше полутоны загрузки.

 

 

 

Вскоре выясняется причина драмы – опять таки, российское раздолбайство. При замене шпилек кто-то мнящий себя лицензированным специалистом специализированного автосервиса, забыл в колесе сломанную шпильку.

Побултыхавшись некоторое время без присмотра, она таки нашла себе занятие и разнесла стояночный тормоз.

  

Пожелав всего доброго специалистам, выдернули нафиг остатки тормозов (да-да мы экстремалы, ездим без тормозов) и продолжили путь.

Водитель Аваланча, я, он же Илья Токарев, пообщался с духами дорог и пожертвовал им некое количество очень приличного Dewars. Помогло, кстати. Больше его машина не ломалась.

Грейдер становился очень противным и мы решили стравить колеса до 1,5 атмосферы. Не сказать, чтобы полетели, как на крыльях, но стало комфортнее.

 

Вынужденная остановка на ремонт и неудовлетворительное состояние грейдера на Сортавалу, внесли очень приличную временную коррективу, и в Рускеалу мы решили отправиться завтра, после ночевки в Сортавале.

Сам городок мы не рассмотрели. Гостиница на главной городской улице (совершенно пугающего вида) заявила 4000 рублей с завтраком, и это была не самая высокая цена. В остальном, по городу цены были еще выше, а наличие мест для размещения 11 человек отсутствовало. В результате обзвона всех местных гостиниц, было найдено "райское местечко" под названием «Hotel Scandinavia»

 

 где нам за сумму 1200 рублей с человека сдали весь второй этаж. Без завтраков – завтрак у нас за углом в магазине продается, как нам поведала строгий администратор. Собрала у всех паспорта, породив сим фактом массу шуток о том, «откуда в бусурманщине появляются танцовщики в стриптиз-барах» и согласилась считать вот этого милого беспаспортного малыша  сынулей Ильи Токарева )))))

 

К сервису прилагался дедушка, за сто рублей с авто, согласившийся назваться охраняемой стоянкой, зарядить свою берданку и чутко бдить в ночи, пугая ворон и кошек и отстреливая татей недобрых. После ночевки в этом отеле мы навсегда зареклись ругать турецкие «пять звезд».

Все еще бодрые и чисто вымытые в горячем душе, мы воспарили навстречу третьему дню…

 

 

День третий

Рускеала – Белые мосты – Варашев камень.

 

Выехали из Сортавалы и приехали в горный парк Рускеала. Главная достопримечательность - мраморный карьер. 


Потрясающее по своей красоте место! Если бы не туристы.И не жадные потомки Екатерины, которым мрамор добывать лень, а бабла хочется.

Нет, парк содержится весьма недурно по европейским меркам.Везде дорожки, фонарики и прочие турникеты на проход.Посещение платное, можно оплатить карточкой.

Только вот за всем этим окультуриванием как то теряется собственно сам парк.Очень сложно фотографировать скалу или зеркало воды через паутину тросов.

Ими там все опутано – развлекаем туристов лазаньем по веревочкам.1000 рублей с носа. Везде по стенам понатыкано хренова куча прожекторов – оно наверно ночью красиво, но днем бесит.Везде торчат таблички типа «туда не ходи совсем мертвый будешь». Судя по количеству табличек количество суицидально настроенных придурков, посещающих место сие близко к угрожающему.Плюс таблички эти, как назло торчат в наиболее пригодных и свободных от всяких фонарей и веревок местах для фото.По воде лазает куча плавсредств, с упорством, достойным лучшего применения лезущим в кадр.Да, я не люблю толпу.

Причем забавляет тот факт, что экскурсоводы с гневом в глазах тычут пальчиком в накорябанные на граните вирши про любовь Вани и Маши, абсолютно игнорируя долбящего в пяти сантиметрах от этой надписи эту же плиту таджика с аццким перфоратором для установки очередного анкера крепящего бизнес альпинистов.В дополнение к полусотне уже вмонтированных.
Карьер начал разрабатываться еще при Екатерине II. Грунтовые воды во время добычи мрамора откачивались, но после окончания добычи мрамора, вода заполнила карьер, образовав 2 великолепных озера.

Сегодня протяжённость карьера с севера на юг составляет 455 метров, ширина — до 109 метров. Расстояние от самой верхней точки борта карьера до его дна — свыше 50 метров.

 

Мрамор Рускеалы использован при облицовке Исаакиевского собора, полов Казанского собора, из него изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также подземные залы станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская» в Санкт-Петербурге.
На территории горного парка снимались фильмы: "Седьмая руна" 2014, "След пираньи" 2014, "Кремень" 2010, "Золотой капкан" 2010, "Тёмный мир" 2010.

Мы приехали к самому открытию,зашли первыми и рысью устремились от накатывающей лавины туристических автобусов.Место очень посещаемое, уже через час после открытия на нормальные кадры можете не рассчитывать.Экскурсоводы весьма агрессивно настроены, зорко следят, чтобы к их группе никто и на пушечный выстрел не подходил и сгоняют неорганизованных туристов с мест,куда подходит их группа. На нас только злобно сопели – десяток мужиков в грязном камуфляже хрен сгонишь, тем более, что шли мы впереди балагана.

Так что двойственное ощущение. Камень красив и величественен.

Природа очередной раз смеется над потугами потомков превзойти основы. Но потомки, не сумев потягаться в красоте, тягаются в жадности.Кстати, приличной едальни, несмотря на мощный туристический пресс, там нет.

Рекомендую ли я это место к посещению? Скорее нет.Толпу людей я и дома избегаю.

На втором по величине озере полазали и полетали на веревках.Дите очень просило.Так что как бэ поддержали дальнейшее опутывание красоты жадностью.Я правда игнорировал.

А так фото получаются драматичные.Если найдете место без народа.

Далее катим к водопаду Белые мосты. На финском название звучит Ю́канко́ски.
Водопад находится на реке Кулисмайоки в Питкярантском районе Республики Карелия. Высота водопада колеблется в пределах 17—19 метров. Это самый высокий водопад в Южной Карелии. 
Вода коричневого цвета, так как река течет из торфяных болот, холодная.

Причем водопад сей гораздо круче всемерно раскрученного Кивача.Но посещаем менее, чему и рады.Дорога до водопада проходима для недоприводов, с соблюдением мер осторожности, разумеется.Сначала асфальт, потом 15 км грейдера.

Выезд на грейдер начался с того, что у УАЗика сорвало обе гайки крепления рулевых наконечников с выпадением тяги на дорогу. 


Комары и оводы весьма рады нашей остановке. Команда УАЗика: Афанасьев Женя и Сорокин Рома чинят машину, Наташа Афанасьева отгоняет от них кровососов. Остальные помогают советами с умным видом.

Грейдеры вообще были весьма немилосердны к нашим машинам.Но, об этом позже.

Команду УАЗа обрывами тяг ваще не смутишь.Чинят на лету.Начинаем шутить, что с таким подходом следующий обрыв тяги можно будет починить вообще не останавливая машину.

Полечив больного, доезжаем до водопада. Тут народа практически нет. Огромная стена воды с ревом бьется на гранитных плитах.Рев и брызги.По водопаду пролетают солидного размера бревна – неукротимый нрав воды виден в каждой секунде твоего сосуществования рядом с водопадом.

 Слабоумие и отвага – наш девиз, посему лезем на самый верх водопада, по навалу из бревен выбираемся на середину и делаем фото для спонсоров.Высоты я боюсь панически, поэтому подумываю об увеличении гонораров.

Действительно очень мощное и грандиозное по воздействию на психику зрелище – стоять посреди ревущего потока, над бездной беснующейся воды и сквозь рев водопада ощущать водопад адреналина в твоей крови.

Рекомендую короче. Народа мало, дорога в принципе есть, зрелище внушает.

Далее выбираемся на дорогу( ну не знаю- второстепенные дороги с асфальтовым покрытием от грейдеров если и отличаются, то в худшую сторону) и катим в сторону нашей сегодняшней ночевки – Варашева камня.

Ладожское озеро встретило нас солнцем и тихой водой. 


Варашев камень выглядит весьма внушительно - это огромный и массивный блок приладожского розового гранита в форме параллелепипеда. 


Варашев камень - своеобразная природная граница, которая совпадает с бывшей ранее древне-этнической границей между финно-угорскими племенами – весью и корелой.

Также Варашев камень был некогда порубежным знаком между Россией и Швецией. Он приводит предание, в котором говорится о битве, которую выиграли русские под предводительством богатыря Валита, посаженного здесь на правление Великим Новгородом. Утверждается, что именно он и установил этот камень на границе земель.

Вечер на Ладоге подарил нам совершенно неестественно яркие краски. Фотграфы посходили с ума и скакали по камням бодрой газелью. По десть раз гоняли нас наверх, на камень и вниз.

 Полетали квадрокоптером – очень красиво. Сам проезд до камня на подготовленных машинах проблем не составляет. Лагерь поставили прямо на литорали – в лесу приглашающе гудели готовые к ужину комароиды. Посиделки у костра затянулись глубоко за полночь.

Спать все легли донельзя довольные проделанным путешествием. УАЗ, традиционно, что-то чинил в машине, но это было его нормальное состояние. У меня даже закралось ощущение, что полностью годный УАЗ вызывает некое раздражение у его пилота, автомеханика по образованию и от Бога, Жени Афанасьева. И, если все в порядке, надо что нить сломать, чтобы потом починить.

Остальные медитировали под загадочный першепот волн сурового, но такого милого сегодня вечером северного озера.

 

День четвертый

Варашев камень – гора Воттоваара.

Этот день мы полностью провели в дороге. Дороги в Карелии конечно красивые, но могли бы еще и быть. Потому, что куски  пути по несколько сотен километров мы преодолевали по такого качества покрытию, что это даже не танкодром – это стыдно.

Так, что если в вашей путевой легенде присутствует слово «грейдер» - со всей ответственностью подходите к подготовке машины. Даже спущенные колеса и сниженная до 20 км/ч скорость не спасают от немыслимой вибрации.

 

Такие временные затраты , разумеется не были внесены в наши графики, за что мы и поплатились. УАЗ, с его спортивной заточенностью и полиуриетановыми элементами подвески, страдал больше всех.

В редкие моменты, когда нам удавалось обогнать пыль дорог и унять перестук костей, снимаем кино и любуемся видами

Русский Север потрясающе красив. Еще бы его разглядеть через пыль.

В конце концов не доезжая 5 км до Гимол – сворота с грейдера на гору, УАЗ рвет рулевую тягу еще раз.

Тяга на нем стоит спортивная, усиленная, хитрой конфигурации и заменять ее нечем.

Одна часть команды на Наваре отправляется искать сварку в деревнях, вторая часть – пытается приторговывать грибами для поправлению бюджету.

Запускаем квадрокоптер, попутно слушаем страшилки от местных о бешеных росомахах, которые выходят из нор и сжирают неосторожных путников. И медведей, если они попадутся им на пути. Поэтому медведей нам не покажут – все пожрали росомахи. Очаровательные сказки.

Грибов и черники вокруг пугающе много. Можно вообще питацца исключительно ими.

Сама дорога до Воттоваары – вполне проезжабельный грейдер с чередой достаточно глубоких – до полуметра луж.

Местные недоприводы форсируют препятствия эти летом – перелетая на «копейках» с берега на берег. Для подготовленных машин сложности не представляет.

 На подъезде непосредственно к горе – капище с массой развешенных на ветвях ленточек.

 Мы тоже не остались в стороне от народно любимых языческих обрядов.

На южной стороне, рядом с южной тропой на гору три машины и лагерь разместить негде, поехали в объезд. Мест для лагеря скажем немного но есть.

В одном из таких и заночевали.

Рядом журчало проточное озерцо, наполняя наши сны ожиданием мистических превращений камней в гигантских росомах.

УАЗу наскоро заварили тягу, и он прискакал под вечер, пугая белок.

Одним словом, в тот день все закончилось хорошо.

 

День пятый

Воттоварра – Беломорск

Надо сказать, я весьма много ждал от этой горы. В инете она покрыта плотной пеленой мистики и откровенной чертовщины. «Ведьмина гора», «бесовское место», аномальная зона – чего только не прочитаешь долгими зимними вечерами.

Я не стану бомбить вас перепечатками из разного рода источников о географическом, геологическом, историческом и мистическом толке этой горы – добра этого много и легко находится поисковиками. Кто-то хочет видеть в камнях мистику, кто-то – природные катаклизмы.

Скажу, что это наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности — 417,3 м над уровнем моря. Площадь горы 6 кв. км. На горе великое множество причудливо изогнутых деревьев и валунов самой разной формы

Местные старательно поддерживают мистический образ горы среди туристов. К сожалению ни одного официального подтверждения культового назначения тех или иных образований на горе не существует. Как не существует, к примеру, ни одного официально зарегистрированного случая нападения пираний на человека, закончившегося летальным для человека исходом.

А так – мощно. Но по порядку.

С утра, позавтракав ( дада, мы трепетно относимся к процессу питания), отматываем обратно от места стоянки до южной тропы. Машины кое как притыкам по обочине – стоять там особо негде. Особенно на наших танках.

УАЗ отбыл в деревню где , по слухам, ему пообещали так заварить тягу, что она до самой смерти проходит. Оттуда бессмертный таким образом УАЗ должен был сразу оправляться в Медвежьегорск и там нас ждать. Забегая вперед – грейдер на Медвежьегорск – худшее, что я видел в жизни. А это нелегко.

По теме.

Навьючиваю на себя квадрокоптер, и все бодрой рысцой устремляются на подъем. Подъем, надо сказать натоптан, но весьма крут.

Пока петляем между гранитных глыб и деревьев. Местами стоит наступить на безобидную зеленую поверхность мха, и он тут же съезжает в сторону, обнажая совершенно идеальный, блестящий гранит скалы.

Можно весьма ощутимо шарахнутся – мох съезжает быстро и предательски. В других местах, в низинках, наоборот, по колено проваливаешься в болото.

Но нас не остановишь. Щелкая во все стороны затворами аппаратов и изо всех сил надеясь встретить ну хоть какую-нибудь завалященькую, нечистую силу или, на худой конец росомаху-пожирателя медведей, упорно лезем вверх.

Погода надо сказать, стоит совершенно замечательная, солнечно и по-летнему жарко. В такую погоду вся нечисть трусливо сидит по норам. И мрачный флер горы, созданный интернет-рассказами, рассеивается, как дым.

Вообще, гора с нами была на удивление мила и приветлива. По всей видимости духи просто любят Дюарс.

Количество сейдов по мере нашего поднятия к вершине, нарастает.

Правда, не на фотографиях, а с расстояния в пару метров никакой мистической составляющей в них нет. Просто лежащие камни. То, что одно лежит на других – вполне объяснимо и без мистики.

Ближе к вершине лес становится ниже и совершенно просматривается во всех направлениях. Гора действительно доминирует над окрестностями. Виды открываются захватывающие, правда в них назойливо внедряются снующие то там то сям группы туристов. Их там много. Все ищут жуть походу.

Самая вершина заросла огромным количеством самым неправдоподобным образом изогнутого леса.

Постоянно дует весьма сильный ветер – квадрокоптер пару раз сбивало в штопор и один раз повесило на дерево. С этим всем я справился. Усмотрели в сем вредность духов воздуха. Дюарс помог и в этом случае.

Еще встретили группу туристов, ночевавшую на вершине. Единению с духами у них шло через абсент, поэтому связь с потусторонним у них наладилась не в пример лучше.

Пообещали им довезти до Гимол, если их не смущает 25 км лесной дороги стоя на подножках машин. Не смущает.

Полетали над Амфитеатром и прочими знаковыми образованиями, отмеченными уже даже и на викимапии. Честно – груда камней, в которой при желании можно разглядеть хоть аэропорт Хитроу.

Еще – на горе прекрасно работает интернет и вся медийная наша составляющая тут же углубилась в социальные сети.

Можете меня упрекать в черствости и бездуховности сколько угодно. Можете глубокомысленно замечать «Не открылась тебе гора-то. Вот я знавал варианты…» итп – ребята ваше право. Просто интересная гора. Просто причудливые деревья и камни. Просто красивые виды природы. Никакой мистики и энергетики. А жаль .Я надеялся

Спуск с горы гораздо труднее. Сказывается усталость. Но все равно, сожрав немалое число черники, отряд спускается к машинам. Если бы фотографии весили что-то осязаемое – я бы сказал что шеи наши оттянуты к земле неимоверным количеством фото.

По дороге с Воттоваары у Nissan Navara при прохождении глубокой лужи сорвало 2 болта крепления защиты. Зацепились за валун в воде. Методом вырубания здоровенной жердины и выгибания железяки в нужном направлении чиним больную запчасть. Починили.


По дороге встретили ожидающих нас ребят-туристов из Самары. Попросили довезти до Гимолы. Так как места в машинах нет, придумали способ - двое на подножках Аваланча, двое на заднем пороге Навары. Экстрим ))))


Огненно рыжая девушка с редким именем Клавдия - очаровательная и мужественная. Не пискнула ни разу, когда в дороге хлестали ветки кустов, а только улыбалась. 
Довезли таким способом до деревни и попрощались. Доброй дороги, ребята!..

Далее был грейдер до Медвежьегорска. Что сказать – это отвратительно.130 км мы ехали 5 часов. Застучала подвеска у Авы, а это нелегко. Сорван нафиг график перемещения и жуткая усталость. Сначала думали остановиться в Медгоре, но жуткими усилиями заставляем себя ехать дальше, до Беломорска. По дороге встречаем еще одно неучтенное препятствие – все подорожные гостиницы забиты паломниками на Соловки. Принимаем решение сворачивать на Беломорск в памятную по прошлому разу гостиницу «Гандвик». Там есть 7 мест из искомых одиннадцати и обещают поставить две раскладушки. Двухместный номер – 3 тысячи раскладушка – тысяча. Экипаж УАЗа, плотоядно посматривающий на нечто позвякивающее и булькающее в сумке, соглашается ночевать в машине.

Специально для нас ( в время полдвенадцатого ночи) соглашаются не закрывать ресторан и покормить народ. Народ пьет расслабляющие напитки и живет на глазах. Грейдер вымотал нас до состояния, когда разумные доводы перестают действовать а начинаются сплошные эмоции. Не всегда положительные. 4 экипаж на Л200 умотал практически до Кандалакши и ждал нас там. Как он это делал – по агентурным данным в машине открыто перевозились запрещенные в нашей и смежных галактиках «сербские таблетки», более известные как «нихерасебетыдаешь». Дорвавшись до интернета, горячей воды и мягкой постели, сложно заставить себя спать. В голове бурление мыслей - анализ прошедшего дня, планы на завтра... 
Из-за непредвиденных поломок машин, грейдера, который более правильно было бы назвать "бездорожье", мы явно выбились из графика.
По ранее разработанному плану мы сегодня должны были быть в Кандалакше, а мы ночуем в Беломорске.
В команде было бурное обсуждение, не всегда проходившее в парламентских выражениях. Девочки –официантки понятливо отводили глазки. Тема диспута - придерживаться ранее оговоренного маршрута, или в связи с форс-мажором изменить его и поехать не на Соколозеро, а на прошлогоднее и понятное Охтанъярви? 
Обсуждение было долгим, бурным, но пришли к общему мнению - маршрут прежний!
"Боль и преодоление" - наш выбор. От поломок машин мы не застрахованы, но едем вперед, на Север.
Связь скорее всего пропадет, так что дальнейшие наши приключения будем выкладывать по возможности. 
А теперь пора спать. Время почти 2 ночи, подъем в 6 утра. За окном ливень. Погода не радует.. без сил вырубились до следующего дня…

 

День шестой

Беломорск-Кандалакша-Соколозеро

Утро выдалось хмурым.

 Ранний подъём в 6 утра оказался напрасен. Из Беломорска выехали только в 11 утра.
Очередной ремонт УАЗа. В подвеске УАЗА не осталось целых сайлентблоков, потек амортизатор и выгорело масло в двигателе. Ждем открытия магазина запчастей. Потом перепрессовываем прямо рядом с магазином сайлентблоки. Самостоятельно. И попутно чиним что-то еще – к этому времени поток бесконечных поломок УАЗа уже перестал как-то фиксироваться.

Попутно покупаем на всякий случай , по инициативе Внукова, новую часть рулевой тяги. В запас к уже насмерть заваренной.

Ремонт окончен и нас снова тащит вперед хотел бы сказать юность и задор, но как –то не срастается в голове.

До Кандалакши идет весьма приличное Мурманское шоссе. Иногда встречается ремонт дороги и реверсивное движение, но после вчерашнего грейдера это ниочем. До полярного круга даже не о чем вспоминать. Если не учитывать тот факт, что на скорости около 120 встречная машина запустила мне в лоб бульником размером с футбольный мяч. От которого я конечно увернулся, но во первых вышедший сзади на обгон очередной муромский гонщик с визгом оттормозился и на повторный маневр решился где-то через полчаса, а машину свою я выровнял в паре сантиметров от встречного столба. Скорости при этом не снижая – затормозить три с лишним тонны на 120км/ч – верная дорога в переворот. Благо встречка была пустая. Такой вот привет и не спите за рулем.

На полярном круге выполнили все положенные танцы с бубнами.

Вонь кстати там и срач редкостный – люди-свиньи.

 

Кстати, для поборников экологии, специально снял фото и видео, как мы свой мусор с собой возим до мусорных контейнеров. Иногда за 100км.

Кандалакша, пугающие цены с местных супермаркетах, докупаем продукты. Город сумрачный и агрессивный. Выехали из Кандалакши. Едем на Соколозеро. 109 км до Зареченска и примерно 50 км по грейдеру. Будем искать место стоянки. 
Четвертую машину Mitsubishi l200 (Эльку) с Александром и Петровичем встретили.

Дорога петляет через сопки. Вокруг – туман и сырость. Сопки с головой плавают в жидкой влаге. Иногда вырываемся на простор и тогда дух захватывает от мрачной, но до невообразимого величественной северной красоты. Рерих..

Грейдер сначала вполне приличный, постепенно становится все расхлябанней. Спускаем колеса, помогает мало. К своротке в лес на предполагаемый маршрут на Соколозеро подъезжаем ближе к полуночи( как я и предсказывал).

Попутно Рулевая тяга УАЗа, заваренная намертво местным "Кулибиным", который уверял, что она заварена до конца жизни, развалилась.

Возникает вопрос - до конца чьей жизни она была заварена, так как все 11 членов команды живы и здоровы? Уж не самого ли "кулибина"? Возникло стойкое желание съездить и проведать его самочувствие.


Хорошо, что Илья Внуков, мало верящий в чудеса, купил новую рулевую тягу. Установили новую.

Дальнейший факт попытки штурма лесной тропы можно объяснить только крайней усталостью и упрямством экипажей. Дорога на самом деле практически не просматривается. Несмотря на полярные сумерки, ехать можно только на люстрах. Мне люстру сносит невесть как пропущенная мною жердина. С матюками прибиваю ее назад.

 

В это же время более мистично настроенная часть экипажа( не пьяная а мистично настроенная – не пьют они) вопрошала свой внутренний голос – а стоит ли туда ехать. В ответ на невысказанный двоими один и тот же вопрос, совершенно мертвый и по-ночному тихий лес вдруг взорвался переметом теней и шелестом листьев. В абсолютном безветрии. Уверенности это, сами понимаете не добавило.

Пытаемся биться дальше. УАЗ ускакал вперед, я еду первым. Машина жалобно вздыхает на лежащих поперек просеки бревнах. Вой комаров, на которых не действует реппеленты и абсолютная, стопроцентная влажность вокруг.

После пары выходов на просмотр колеи все как будто в воду упали. Мокрое все – деревья, листья, камни, ветки, воздух и мы. Через три километра перемещения наощупь через кусты и деревца понимаю, что едем мы не туда. Своротку прошляпили и то, по чему мы едем сейчас, приводит нас тоже к озеру, но к маленькому и не нужному нам.

Тридцать часов за рулем подсказывают ответ. Идем до озера и там ночуем. Тем более, что развернуть длинные пикапы в кромешной лесной темноте невозможно – нужно валить лес а без света сделать это очень опасно. Ноги проваливаются в ковровое болото сантиметров на двадцать. Машины медленно тонут. Бьемся дальше в надежде найти более твердый кусок поверхности. Ставить палатки нет никакой возможности – вокруг вода и болота. Комары стоят стеной в паре сантиметров от лица и, стоит поту пролить себе дорожку в реппеленте, тут же стаей вгрызаются в незащищенное место. Руки и лица у всех вспухли и красны от укусов.

Колеи от машин достаточно быстро превращаются в ручьи. Впереди слышна речка. Мост через нее сгнил до состояния имитации моста.

Про проезд по такому препятствию, да еще ночью не может быть и речи. Выкашиваем бензопилами участок кустарника, чтобы отогнать и развернуть Аву.

Сами вчетвером садимся на УАЗ, как на самый легкий и едем смотреть, а можно ли вообще проехать до Соколозера.

По спутнику вижу, что развилка прямо у меня перед носом, но в реальности – стена кустов. Выхожу и просто ломлюсь сквозь переплетенные ветки.

За ними – какое-то подобие чего-то когда-то бывшее тропой или квартальным просеком. В этот момент явственно вижу лешего. Небольшой не выше полуметра, с мордочкой, раскрашенной в красно-белые полосы и руками веточками, он стоит посреди тропы и мотает головой в отрицательном жесте, Судя по выкатывающимся из орбит глазам второго человека рядом – видит он тоже самое, но орет молча. Делаем шаг вперед – леший исчезает, как лоскуток тумана. Сзади догоняет вызванный по рации УАЗ. Идет он по пороги в болоте, но упорно продолжает изо всех вил приближать нас к цели. Садимся в машину. После Аваланча работа подвески УАЗа воспринимается одним длинным, бесконечным ударом снизу и полетом. Мне жутко от того, как мы вообще отсюда будем выезжать. Причем Женя чувствует себя в своей родной стихии и временами умудряется лететь уже на третьей передаче. Лежащие поперек тропы бревна таранит бампером не снижая скорости, я всерьез опасаюсь пробоя радиатора. Впрочем, продолжается это недолго. Низинка, и болото засасывает нас до уровня дверей. Несмотря на все четыре бешено крутящих колеса, машина приклеилась и медленно тонет. Попытки раскачать и выскочить ходом приводят лишь к углублению могилки. УАЗ плавно погружается уже до дверных ручек. Разматываем лебедку(заднюю) и пытаемся выкорчевать машину. Выкорчевываются только деревья – на болоте лебедиться особо не за что. Вскоре обрывает трос на лебедке. Команда УАЗа начинает бороться с поломкой а я иду дальше по болоту. Впереди, судя по спутнику, у нас речка и форсирование водной преграды предположительно по мосту или вброд. Правда, делаю я это исключительно для проформы – тяжелые, груженые пикапы по этому болоту не протащишь. Можно было бы валить лес, делать щиты и ехать по ним, но сколько бы это заняло времени и сил – непредсказуемо. И не страхует от утопления

Тут я второй раз вижу оптическую абберацию под характеристикой «Леший». Этот уже постарше, высотой около метра, выглядит более внушительно. Раскраска на мордочке в принципе такая же , как и у маленького, но на шее – ожерелье из перьев и на поясе какие-то прибамбасы. Этот выглядывает из-за дерева и тоже машет мне рукой в заградительном жесте. Сзади доносится вопль Жени – он тоже видит эту фигню. Как вы понимаете, оба мы водители и оба трезвые. Правда, заметив, что его жесты увидены, леший почти сразу исчезает. По колено в воде бреду к шумящей внизу речке. Стадо комаров жирует на мне в полную силу, но отмахиваться от них нет никакой возможности – руками разгребаю ветки. Постоянно оскальзываясь на скрытым мхом гранитных валунах доползаю до речки. Сколько раз выручали интегрированные в костюм налокотники и наколенники – считать устал – без них разбил бы все нафиг. Выгляжу, как вытащенный из болота утопленник, чувствую себя примерно так же.

Мост через нее когда-то был, но выглядит он исключительно как напоминание о себе. Строить его надо заново, а глубина – около двух метров. Течение крайне быстрое, речка каменистая и порожистая.

Фотографирую руины моста для особо упорной группы товарищей, и хлюпаю обратно. Дальше мозги уже особо не работали. Как то вытащили машину, как то вернулись обратно. Народ умудрился практически посреди лужи развести костер и сварить макароны с тушенкой

.Я уполз между развалин шмоток на заднее сидение и уснул. Что было дальше – понятия не имею. У меня дальше – было утро следующего дня…

 

День седьмой

Не зря говорят – утро вечера мудренее. Поутру дорогу по лесу видно не в пример лучше.

Правда раздавили мы ее прилично, по колеям текут целые потоки воды.

Навара одевает цепи.

Выкосив еще кустов, разворачиваем машины.

Решаем доехать до Кумской ГЭС и переехать на другой берег водохранилища. Стоянки на этом берегу для нас нет.

Дело осложняется тем, что на переезд по ГЭС надо заказывать пропуск за месяц. Из леса выползаем на удивление бодро, ни разу не размотав лебедок.

Далее по грейдеру добираемся до Кума-порога.

Зрелище водосброса на Кумской ГЭС – это нечто.

Высота бурунов на выходе из плотины – метра три.

Рев и скорость воды на некоторое время нас гипнотизируют. Щелкаем камерами, пытаемся охватить весь масштаб грозного действа.

Потом добрались до сторожей ГЭС. Очень вежливый охранник ГЭС честно выполнил свой долг, нашу взятку в особо крупных размерах не взял, ворота не открыл и на другой берег нас не пустил.


Едем назад по грейдеру. 
Поставленная задача была выполнена ценой восемьсоткилометрового броска и вторых суток без сна и отдыха. Зато выяснили - на Соколозеро полноценно проехать и встать культурным лагерем без крайне масштабных строительных работ нельзя.


Едем в поисках места. На какое озеро едем? Не знаем пока...

Далее я уже включил на всю мощь свое обаяние и убедил, что лучше синица в руках чем шляться где ни попадя. Поэтому мотаем километраж назад, на знакомое нам Охтанярви. Заезжаем на этот раз через другой грейдер. Он на редкость говенный, скорость падает до 40 км/ч. УАЗ просто крадется – запчастей больше нет и варить нам больше негде.

Уже в сумерках заезжаем на знакомую стоянку. Народа в этот год слегка побольше, но места все равно есть.

Ставим лагерь, делаем баню и туалет, собираем печь и лодки. И ложимся спать. Завтра ж на рыбалку

 

 

 

Далее были дни отдыха

Ну как отдыха – нами была проведена серия издевательств над материалами, производимыми нашим генеральным спонсором – Фабрикой Нетканых Материалов «Весь мир». Испытывали мы строительный утеплитель ШелтерЭкоСтрой в качестве туристических ковриков и сидений на стулья, и швейные утеплители Шелтер Лофт и Шелтер Профи. Первый – на водонепроницаемость в виде дождевика, второй на жаростойкость в качестве асбестовой ткани при изоляции палатки от печной трубы и собственно печки.

Все нетрадиционные применения материалов завершились полной победой испытуемых. На кусках строительного утеплителя нормально спало все поголовье экспедиции(попробуйте провернуть такой фокус с любым другим ватным или каменным традиционным )

 спальники и одежда с утеплителем Шелтер от компании БАСК действительно легкие и очень теплые,

 а сам Шелтер Лофт настолько не пропускает воду, что вполне использовался вместо дождевика. Еще и согревает.

Утеплитель Шелтер Профи совершенно не поддерживает горение – слегка потемнел в местах прямого контакта с трубой, но функцию изолятора выполнил на пять с плюсом.

Потом мы переставили печку в баню и изолировали трубу с помощью этого утеплителя уже от соприкосновения с полиэтиленовой пленкой. Причем баню раскочегарили так, что печку повело.

Пленка не пострадала, пострадали нервные системы окрестных русалок от вида и рева бултыхающихся после парной голых мужуков.

Рыбалка в этом году не порадовала. Кумжи было мало. Окунь и щука, правда все равно ловились,

Но мне оно не интересно.

Напротив лагеря обнаружили место, где подняв на высокой удочке роутер можно было поймать интернет. Правда, на пятачке диаметров метров в 10. Место сразу получило название интернет-кафе и пользовалось заслуженно популярностью у медийной части нашей группы.

Собирали грибы и ягоды,

Саша каждый вечер готовил очередной кулинарный изыск,

 охотили уток

и просто отдыхали после долгого и нифига нелегкого путешествия.

УАЗ развил невиданную деятельность по починке загнувшейся в конце заезда многострадальной рулевой тяги.

На протяжении трех ночей он раскалял тягу в костре до состояния белого свечения, потом ковал тягу на пне, накручивал сбитую резьбу и вновь раскалял тягу. Филиал кузни на болотах.

В конце третьего дня, окончательно приведя железку в боевое состояние и закалив ее в масле, поставил на машину обратно. После чего с размаху форсировал полуметровый пень. Пробив колесо при этом, по-моему. Одним словом, получал удовольствие по-своему.

Как и обещали, провели сравнительный тест ловли на блесны Куассамо Профессор и Блюфокс Люциус. Блюфоксы надрали Профессор по все статьям.

Ушатали мотором посреди озера об скрытый под водой валун. Удовольствие то еще – летишь на глиссере по месту, которому уже десять раз летал и вдруг видишь камни перед лодкой и потом бубум. И дальше едешь.

Отдых удался, несмотря на плохую погоду и отсутствие клева. Правда, на все вопросы в Карелии я для себя ответил

Следующее путешествие будет или на Урал, или на Кавказ или на Енисей. Наша страна столь велика и многогранна, что хочется не раз за разом перечитывать одну и ту же ее страницу, а познать произведение целиком.

Чем и займемся. Оставайтесь с нами

 

Фильм о нашей поездке смотрите по этой ссылке