https://www.facebook.com/shelter.trophy2015/
URI4.RU

Выбор GPS-навигатора на все случаи жизни

 

Навигационные устройства прочно вошли в нашу жизнь. Мало кто сейчас умеет ориентироваться по компасу. Да и зачем, когда можно нажать на кнопку и, на цветном экране, увидеть свое местоположение и требуемый маршрут?

Многообразие форм, концепций и производителей приборов подавляет. Реклама наперебой расхваливает все новые и новые чудеса инженерной мысли. Да и сосед многозначительно закатывает глаза, демонстрируя новое многотысячное приобретение.

Я попробую рассказать вам путь многолетней эксплуатации GPS-навигационных приборов и некоторые выводы, которые я из этого сделал.

Для начала – плохие новости. Универсального навигатора НЕ существует. Что бы там не утверждала реклама. Для покрытия всех нужд активного авто путешественника, рыболова, грибника, охотника, морехода и прочее-прочее-прочее, вам придется заиметь минимум два прибора. Я лично комплексно пользуюсь пятью, но это - идеальный вариант.

Но пока, давайте рассмотрим, что же все-таки такое – GPS навигатор, и какой именно вам нужен.

GPS навигатор – это устройство для связи со спутником, передачи полученной информации владельцу и встроенные в него карты. Без карт данный прибор – лишь более дорогое подобие компаса.

А вот с картами все сложно. Начнем с того, что зарубежные производители навигаторов очень неохотно обновляют карты России. Поэтому будем рассматривать отечественный рынок. А он, как вы понимаете, способен на любые сюрпризы. Иногда весьма раздражающие.

Карты бывают векторные и растровые.

Векторная карта – по-простому это - нарисованная производителем карта. Можно говорить много умных слов про содержащуюся в ней дополнительную информацию и возможности ее  к быстрому масштабированию, но основным для нас будет тот факт, что производитель захотел (или не захотел), то он и нарисовал. То есть крупные коммерческие центры, типа Москвы, прорисованы весьма детально. А точно обрисовывать берег какого-либо водного объекта, да еще и удаленного от Москвы на пару другую тысяч километров – а зачем? Замечу, что подавляющее большинство продающихся сейчас GPS программ и приемников комплектуются именно векторными картами. Но общий для всех этих карт грех – качество отображения местности за пределами хорошо обжитых, урбанизированных зон – на уровне обзорной карты. Неудовлетворительное качество, короче.

Растровая карта, опять же по-простому, это - фотография или сканированное изображение участка местности (как топографическое, так и в виде спутникового снимка) с файлом привязки координат, позволяющим приемнику точно позиционировать данную фотографию.

Тут тоже не все гладко. Основной недостаток векторных карт – это их объем. Карта России километрового масштаба может занять у вас гигабайт 50 места на жестком диске. Качественно картографированных топографических карт для создания изображений в продаже или в интернете  просто нет. Вся картосъемка на предоставленных экземплярах (типа широко распространенных в интернете карт Генштаба километрового масштаба) – в лучшем случае пятнадцатилетней давности. А если нас интересует более удаленные от Москвы районы, то там картографирование может быть и пятидесятилетней давности. Файлы привязки же изображений имеют, зачастую, весьма небрежный характер. То есть, на практике вы получите возможность ориентирования, плюс-минус пару сотен метров в лучшем случае.

Для общения с растровой картой вам потребуется специальная программа. Выбор этих программ весьма невелик. Самая распространенная и функциональная - OziExplorer.

Данная программа позволит вам, в том числе, и самому, привязать файлы сканированных карт к местности, а также склеить из них одну большую карту путешествия. Если есть неделя-другая свободного времени. Некоторые приборы, к примеру, от Garmin, имеют возможность общения с растровыми картами, но как они это делают – лучше бы не делали.

Это то, что касается наполнения вашего прибора картами. Общие сведения.

Идем дальше. Нам же нужен универсальный навигатор. Что это значит? Чтобы и в лес за грибами ходить и не заблудиться, и на Байкал съездить по проложенному маршруту на машине и по городу за покупками пошастать.

Как я уже говорил – таких приборов нет. Но будем разбираться. Что в первую очередь нужно для переносного навигатора? Для долгих походов по лесу и по каменным джунглям незнакомого города? Нет, не качество картинки, а время работы от батарейки. Каким бы чудесным и ярким экраном не обладал ваш прибор, но без элемента питания он – дорогостоящий кусок балласта.

Все новомодные телефоны-смартфоны со встроенной навигационной программой подходят только для недолгих походов по городу.

В них используется технология совместного ориентирования, как по спутнику, так и по станциям сотовой связи (A-GPS). Данная технология значительно повышает скорость определения координат и точность позиционирования в условиях городских строений или густого леса. Но очень энергоемка. Попробуйте подержать свой дорогой смартфон с включенным экраном и GPS приемником хотя бы час. А блуждать ведь можно и сутки. А заряжать нам его негде. И, хоть производители об этом и умалчивают, многие приборы имеют внутри себя не полноценный GPS модуль, а его имитацию с помощью интернета. То есть прибор постоянно скачивает из сети свое местоположение. А в худших случаях – еще и карты местности.  Даже если оставить за скобками вопрос цены трафика за эту информацию, эффективность таковых приборов нивелируется в условиях отсутствия сотового покрытия. Поэтому, как серьезное мобильное устройство мы их рассматривать не будем.

Единственно, где можно применить модные телефоны с встроенными GPS программами – в качестве автомобильного навигатора. Где всегда есть возможность зарядить прибор от сети автомобиля. И дороги, в основном, у нас сотовой связью уже накрыты. Собственно, там смартфоны с успехом и применяют. И я в том числе.

А вот для долгих блужданий по лесу нам подойдет туристический навигатор. Он слабо пригоден для навигации на дальние расстояния в автомобиле, по причине маленького экрана, но, зато долго работает от двух батареек. А еще две можно кинуть в карман – и запас питания на пару суток у вас уже есть.

Плюс, такие приборы специально рассчитаны на медленные скорости перемещения. Большинство современных GPS чипов плохо переносят скорость перемещения меньше 4 км/ч. Показания начинают плавать, стрелка на экранчике выписывает замысловатые траектории, когда вы просто стоите на месте. И в них, как правило, залиты специально предназначенные именно для блужданий по лесу «топографические» карты. Ну, или то, что производитель считает таковым. Я бы все-таки не рекомендовал доверять этим картам.

Но в лес вы зайдете, и из леса выйдите по своему же маршруту. Это приятно.

Отдельно – функция автопрокладки маршрута. Я настоятельно рекомендую воспринимать проложенный устройством маршрут, как рекомендательный. А не как путь, по которому можно смело ехать в путешествие. Как я уже говорил, производители карт весьма наплевательски относятся ко всему, что лежит за пределами Московской области и пары-тройки крупных городов. Да и в самой Москве, учитывая постоянные стройки и ремонты дорог, автомаршрут очень часто заводит владельца прибора в тупик.

Так что пользуйтесь, конечно, этой функцией, но не забывайте после автопрокладки маршрута, обязательно просмотреть предложенную траекторию на большой карте.

Всё это подводит нас к следующему шагу на пути выбора прибора для любителя забраться в глухие уголки нашей страны.

Хотелось бы видеть большую карту. Все навигаторы, как туристические переносные, так и автомобильные, имеют экран ну максимум 10 дюймов. Для принятия стратегических решений типа «а как нам объехать это болото» этого совсем мало. Причем, если у вас таки есть бумажный атлас автодорог

(я рекомендую не пренебрегать этим анахронизмом – не исключено, что именно бумажная карта останется единственной путеводной звездой, когда вся электроника умрет), то вам хотелось бы понимать, а где сейчас в соответствии с бумажной картой вы находитесь.

Я предлагаю вам свой вариант решения этой проблемы. Опробованный тысячами километров долгих автопутешествий.

Как я уже говорил, для пеших походов на охоту и за грибами я использую туристический переносной навигатор Garmin Oregon 650.  

Разумное соотношение функционала и цены. Автомаршрут поддерживает, но я им не пользуюсь. Карты топографические, векторные от Garmin. Всего мира. Можно качать из интернета.

Пользовал, к слову, плавая на каяке по океану в островах Таиланда – картографирование приемлемое. Не заблудился. Комплект батареек держит двое суток при постоянном использовании навигации. Влагозащищен – можете упасть в речку и вылезти обратно – навигатор этого не заметит.

Для простых автопоездок мне служит смартфон на базе Android (что не принципиально, у меня есть и другие смартфоны, но мне так удобнее)

с установленной в нем программой "Прогород"

Удовлетворительные карты России и хорошие внутри Московской области. Плюс автомаршрут. Плюс информация о пробках от собственного сервиса. База камер, база POI, прилично работающий и весьма развитый поиск по базам и координатам.

Далее – информатор для сличения с бумажной картой. Это уже из области прочих удобств и дублирования устройств. Только вот дублирование иногда спасает жизни. Использую планшет на базе Windows 8 с установленным OziExplorer 

и набором самостоятельно привязанных карт Генштаба километрового масштаба. Графические файлы карт скачал из интернета. Привязывал сам, через OziExplorer же. Пару недель, как и обещал.

В основном использую этот комплект, как контроль за бумажным атласом. Ну, и как дублирующий прибор.

Ну, и самый главный информационный ресурс. С которым вам будет не страшно залезть в самые глухие таежные дебри. Лишь бы там спутники иногда пролетали. Ноутбук (не планшет – у планшета не хватит ресурсов для быстрого обращения с массивом информации) на базе Windows 8 с подключенным к нему беспроводным GPS датчиком 

и установленной программой Sas планета.

Данная программа позволяет, при наличии подключения к интернету, закачивать и сохранять на диске спутниковые снимки от картографических сервисов, типа Яндекс-Карты или Google-Earth. Когда подключение к сети отсуствует, программа использует уже сохраненные спутниковые снимки для создания цельной карты. На сайте программы есть уже скачанный кэш по России от разных поставщиков, но, я предпочитаю качать интересующие меня участки маршрута сам. Еще программа умеет много чего интересного, но за этим - на сайт производителя.

В принципе, закачка и сохранение растровых карт, типа Генштаба, тоже возможна, но кому это надо, если вы видите на экране ноутбука свое местоположение с точностью до метра, причем не на когда-то картографированной и нарисованной карте, а на свежем, спутниковом снимке? GPS-датчик может быть и проводным, но мне удобнее Bluetooth соединение. Датчик можно просто бросить на торпедо машины. Размером он – со спичечный коробок. Запас встроенного аккумулятора датчика – на неделю. Я использую модель GlobalSat BT-335.

Разумеется, подходит этот комплект для стационарного размещения в машине или на катере, к примеру.

 

   Вот этот набор устройств и является навигатором на все случаи жизни.

Вы сами вправе решать, какие устройства исключить из моего списка. Но, уверяю, только этот набор позволит вам комфортно чувствовать себя в любом, даже самом экстремальном путешествии.